Не знаете какую визу лучше сделать?
Закажите консультацию
Наш менеджер свяжется с вами через 15 минут
Визовый центр VizaVsem

+ 375 (33) 661-77-38

+ 375 (29) 382-79-00


Не знаете какую визу лучше сделать?
Закажите консультацию
Мультивизы в чистый паспорт

г. Минск, Мстиславца 12, павильон 232
г. Гродно, Замковая, 9
г. Брест, проспект Машерова, 52

Хочешь подарок на первую покупку от компании Визавсем?
Оставляй e-mail!.






Блог

Пять иллюзий безвизового режима

30.10.2014

Аналитик Андрей Елисеев делится своим мнением о том, что поменяется для граждан Беларуси при упрощении визового режима.

Первая иллюзия связана с тем, что при введении безвизового режима появится возможность без препятствий выезжать в Европу.

Конечно, отмена виз  даст возможность сэкономить финансы, время и уберечь свои нервы, потраченные на получение Шенгенских виз.

Отмена виз касается поездок на кратковременные сроки, то есть пребывание в ЕС не более 90 дней за полгода. При необходимости в более длительном выезде за границу требуется оформить национальную визу или ходатайствовать о виде на жительство. Кроме этого, наличие виз остается с государствами, не входящими в ЕС, например, с Ирландией и Великобританией.

К тому же, безвизовый режим возможен только для обладателей биометрических паспортов. У кого их нет по каким-то причинам, придется обращаться за оформлением Шенгенской визы в обычном порядке.

Также наряду с безвизовым режимом будет осуществляться функционирование визового кодекса о границах и запретительных законах  стран Европейского Союза. Имеется в виду, что личности, которые могут представлять опасность или которым запрещено въезжать в ЕС, так и останутся не въездными.

Таким образом, кодекс Шенгена о границах представляет собой механизм фильтрации нечестных туристов при отмене виз. Выезжающие в страны Шенген граждане обязаны подтверждать цель выезда, условия проживания, финансовую состоятельность. Например, в 2011 году шесть тысяч белорусских граждан не смогли выехать из-за остановки на границе по одной из девяти причин, прописанных в официальном документе.

Если граждане Беларуси будут пренебрегать данными требованиями, у стран Шенгена появится причина для отказа во въезде. Это случилось в Албании, где отмена виз произошла в 2010 году. Согласно статистике, в 2009 году отказ во въезде получили 2 тысячи жителей Албании, а в 2011 – более 16 тысяч.

Вторая иллюзия заключается в том, что граждане Беларуси начнут массово эмигрировать в страны ЕС.

На самом деле, введение визового режима не представляет основное препятствие для эмиграции на работу за рубежом. Больше сложностей складывается у добросовестных граждан, желающих выехать с целью туризма, чем у нелегальных мигрантов.  Незаконные мигранты часто выезжают законно, а затем меняют свой статус и остаются в европейской стране на нелегальном основании. К тому же количество отказов в визе Шенген у нашей страны самое низкое по миру.

Никаких особых прав незаконным эмигрантам отмена виз не дает, так как это применимо для коротких выездов за границу, а также не дает права устраиваться на работу. Для трудовой занятости в ЕС необходимо наличие специальной визы либо вида на жительство. Поэтому, согласно мнению эксперта по визовым вопросам Андрея Елисеева, отмена виз для граждан Беларуси не повлечет за собой волну массовой миграции.

Более показательную статистику представляет собой количество полученных гражданами Беларуси трудовых виз и национальных виз на долгий срок с возможностью трудоустройства. Большую часть подобных виз белорусы получают в консульстве Польши – около 90 процентов. Данная возможность предоставляется «картой поляка» с правом трудоустройства на польской территории.

Третья иллюзия состоит в том, что соглашение об облегчении визового режима приведет к упрощению процедуры оформления Шенгенских виз.

Несмотря на то, что переговорам по упрощению визового режима положено начало в январе 2014 года, о результате и временных рамках их завершения сложно говорить. Символически данное соглашение имеет немалое значение, однако выгоды в реальности не будут весомы. Кроме уменьшения консульского сбора за визу, остальные преимущества не столь существенны. Срок обработки документов заявителей сократится на трое суток, упрощение самой процедуры оформления Шенгенской визы будет незначительно. Список тех, для кого отменят консульский сбор и начнут выдавать многократные визы, например, пенсионеры, дети до 12 лет, увеличится, но в совокупности они составляют небольшое число всех туристов.

Принятие соглашения также не повлияет на число выдаваемых европейскими консульствами Шенгенских мультивиз. Например, консульства стран Шенген ставят гражданам Беларуси большее количество многократных виз, чем гражданам Молдовы или Украины. Для улучшения ситуации в данных странах было заключено дополнительное соглашение, согласно которому представители определенных категорий лиц имеют право получать мультивизы  на более долгий период без консульских сборов.

Если говорить о практическом результате подобного соглашения, то это снижение сбора консульств с 60 од 35 Евро для основной массы населения и перспектива переговоров об отмене виз для коротких путешествий. Глобальные перемены в визовом режиме данные соглашения не предполагают.

Четвертая иллюзия заключается в высказывании, что граждане Беларуси вынуждены платить самую высокую плату за консульский сбор среди всех жителей Европы.

Это верно, учитывая один момент. С точки зрения критики следует отнестись к упрощенному визовому режиму с Евросоюзом в соседних государствах в России и на Украине – там соглашения уже функционируют. Согласно результатам особых исследований, в которых рассматривалась общая сумма потраченных на получение Шенгенской визы финансовых средств, стоимость визы для граждан Украины и России равна примерно той же сумме, как и для белорусов. Сумма издержек меняется в зависимости от европейской страны.

Показатель издержек в прямой зависимости от доли получаемых гражданами виз без консульского сбора и от суммы посреднических услуг, которыми не всегда пользуются заявители. Согласно европейскому кодексу по визам возможно функционирование поставщиков внешних услуг, которые разгружают консульские службы от технической работы. Они имеют право за более высокую стоимость ускорить процесс получения Шенгенской визы.

В соответствии с визовым законодательством данная сумма не может быть выше 30 Евро. Как подтверждает практика, случается и больше. Согласно одному из исследований, стоимость издержек за Шенгенскую визу на Украине составляет 65-70 Евро.

Пятая иллюзия твердит о массовом потоке мигрантов на территорию Беларуси.

В соглашении о реадмиссии имеется в виду, что страна дает согласие на прием своих граждан и депортацию граждан других государств при нарушении ими сроков или правил нахождения в стране. Для Евросоюза соглашение о реадмиссии представляет собой существенный инструмент в регулировании  миграционных процессов, поэтому ЕС связывает его с соглашением об облегчении визового режима.

Белорусская сторона объясняет, что неоднократной причиной откладывания переговоров являлись возможные сложные последствия самой реадмиссии. Непонятным представляет собой условие о реадмиссии тех, кто приехал в назначенный пункт по транзитной визе. Официальное представительство опасается, что наступит время, когда на территории Беларуси окажется множество приезжих, на которых необходимо будет существенно финансово потратиться.

Согласно исследованиям Белорусского института стратегических исследований миграционные потоки через Восточную Европу и Беларусь не значительны. К тому же, европейские государства обычно отправляют нелегальных мигрантов на родину, а не в транзитные страны. Кроме этого, необходимо будет доказать переезд мигрирующего через Беларусь. В случае неприемлемости  существующих доказательств государство может отказаться от конкретного случая реадмиссии. Например, в 2011 году на Украину было отослано 240 человек, в Россию всего 18.

На основе исследований можно предположить, что при подписании соглашения о реадмиссии между Беларусью и Евросоюзом, нашей стране нужно будет принять пару сотен мигрантов в год, а, может, обойдется и несколькими десятками. При соглашении о реадмиссии с российской Федерацией некоторая часть будет отсылаться туда. Принятые в Беларуси депортированные будут находиться в специальных учреждениях до их переправки на родину. Обычно Европейский Союз финансирует создание центров для высланных граждан и покрывает некоторые расходы по реадмиссии. К тому же, белорусская сторона могла бы отсрочить введение в силу условий о реадмиссии на пару лет, как это делали страны-соседи.

Если оценивать ситуацию в целом, то преимуществ от облегчения визового режима для населения Беларуси больше, чем финансовые потери от принятия нескольких десятков человек из стран третьего мира.

Назад
ЗАКАЗ ВИЗЫ